Оценка профессиональных рисков
Оценка профессиональных рисков работников — это оценка вероятности причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов при исполнении обязанностей по трудовому договору. Проводить её — одна из обязанностей работодателя вне зависимости от формы собственности, размера предприятия и вида экономической деятельности. Это указано в статьях 209 и 212 Трудового кодекса РФ и пунктах 29, 33-39 типового положения о системе управления охраной труда (далее – Положения), утвержденного приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н.
Оценка рисков помогает снизить риск возникновения несчастных случаев и профзаболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь.
Оценка рисков помогает повысить мотивацию работников соблюдать требования охраны труда, социальную защищенность работников и квалификацию персонала, а также обеспечить экологическую безопасность производства.
При внеплановых проверках и расследованиях несчастных случаев инспекторы государственной инспекции труда будут оценивать эффективность внедренной в организации системы управления охраной труда, в том числе и процедуру управления рисками.
Какие должны быть документы по оценке рисков
Пропишите регламент процедуры оценки рисков в положении организации о системе управления охраной труда (далее – СУОТ). После выявления опасностей сформируйте реестр опасностей. Это указано в пункте 34 Положения. В этот документ внесите информацию о возможных опасностях на рабочем месте, вероятность их возникновения и меры, принятые для уменьшения опасностей.
Опасности укажите в порядке уменьшения уровня риска (п.36 Положения).
Составьте план мероприятий по корректировке рисков, в нем укажите меры, которые должны быть приняты для устранения или уменьшения рисков, укажите ответственного за каждый конкретный пункт плана, сроки его выполнения, при необходимости – источники финансирования.
Кроме того, результаты проведения оценки рисков и всех его промежуточных и итоговых процедур укажите в отчете о профрисках.
Прямого указания на необходимость наличия плана мероприятий и отчета о профрисках нет, но пункт 38 Положения указывает на то, что процедура оценки рисков в организации должна быть прописана.
Алгоритм процедуры оценки рисков по шагам
Процесс управления рисками состоит из трех этапов:
- идентификация (выявление) опасностей;
- оценка уровней рисков;
- разработка мероприятий по снижению либо контролю уровней рисков.
Для выявления, идентификации и оценки рисков можно нанять стороннюю экспертную организацию или провести процедуру своими силами. Поскольку на законодательном уровне не утверждены инструменты для выявления опасностей, оценке уровня рисков, работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 описывает 31 метод для идентификации и оценки профрисков.
Шаг 1. Создайте комиссию по оценке рисков.
Если в организации приняли решение провести оценку рисков своими силами, то можно разработать собственный алгоритм процедуры либо воспользоваться данным пошаговым алгоритмом.
Оценку рисков может проводить специалист по охране труда или служба охраны труда, но эффективнее создать комиссию из трех-семи человек, а Состав комиссии определяют в зависимости от количества работников и сферы деятельности организации. В состав комиссии можно добавить главного инженера, ответственного за пожарную безопасность, начальников структурных подразделений, представителей профсоюза и т.п. Обязательно участие работников в процессе идентификации опасностей. Утвердите состав комиссии приказом. Члены комиссии не обязаны иметь специальную подготовку, но должны знать, как выявлять опасности и оценивать риски. Обучить сотрудников проводить оценку рисков можно самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций.
Шаг 2. Выявите (идентифицируйте) опасности.
Идентификация или выявление опасностей, которые могут причинить ущерб жизни или здоровью работников, — первый и основной этап процесса управления рисками.
Опасность – это потенциальный источник возникновения для ущерба жизни или здоровья работника. Такими источниками могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.
Риск – это сочетание вероятности события и его последствий. Термин «риск» обычно используют тогда, когда существует возможность негативных последствий. Риск, который связан с конкретной опасностью, определяют как сочетание вероятности ущерба и тяжести ущерба.
Изучите, какие опасности могут возникнуть при выполнении сотрудниками типовых и нетиповых работ. А также опасности, которые возникают вне рабочего места или во время аварий и способны негативно повлиять на здоровье и безопасность работников.
Если рабочее место работника стационарное – проведите выявление опасностей на его рабочем месте. Если работники в течение дня передвигаются по территории и находятся в различных помещениях организации, опасности выявляются по всем рабочим зонам. Чтобы выявить опасности, установите ее источники, ситуации, действия или их комбинации, которые могут стать причиной травмы или ухудшения состояния здоровья работников.
Документы и информация, которые можно использовать, чтобы выявить опасности:
1.Нормативно-правовые акты, локальные документы по охране труда и безопасности работ, которые относятся к определенному рабочему процессу.
Например, если нет инструкции по охране труда для какого-либо вида работ, то это риск «опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте инструкций, содержащих порядок безопасного выполнения работ, и информации об имеющихся опасностях, связанных с выполнением рабочих операций».
2. Результаты специальной оценки условий труда – позволят определить вредные факторы, которые влияют на работника.
3.Техническая документация на оборудование и технологическая документация на процессы.
В ней обычно прописывают потенциальные риски при работе с оборудованием, кроме того, в документации прописано, как работает оборудование и проходят технологические процессы, — это позволяет самостоятельно определить дополнительные риски.
4.Информация о веществах и инструментах, которые участвуют в технологическом процессе, — это позволит определить риски, которые возникают при работе сотрудников с инструментами и веществами.
5. Сведения о происшедших авариях, инцидентах, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в организации и результаты их расследования.
Помогут увидеть, при каких работах и производственных процессах в организации работники подвергаются наиболее сильным рискам.
6.Доступные сведения и статистические данные о несчастных случаях и производственном травматизме в похожих организациях.
С их помощью можно узнать, во время каких работ сотрудники подвергаются потенциальным рискам, и уделить больше внимания безопасности выполнения этих работ. Данные можно узнать из докладов Ростехнадзора, которые ведомство публикует на своем официальном сайте, кроме того, многие компании публикуют статистику несчастных случаев на своих интернет-сайтах.
7.Жалобы работников, которые связаны с ненадлежащими условиями труда, и предложения по улучшению условий труда.
Некоторые риски сложно выявить при проверках и аудитах, их могут заметить только работники, которые сталкиваются с ними во время выполнения работ.
8.Предписания надзорных органов в области охраны труда и промышленной безопасности.
Позволят выявить, в каких сферах в организации были нарушения и каким рискам подвергались работники, и уделить этим сферам повышенное внимание.
При выявлении факторов риска рассмотрите только те опасности, которые могут привести к получению травм, ухудшению здоровья работников или к смертельному исходу.
При идентификации опасностей можно пользоваться списком опасностей из пункта 35 Положения.
По результатам идентификации составьте реестр опасностей. Его можно составить самостоятельно, либо воспользоваться электронным реестром опасностей.
Шаг 3. Оцените уровень профрисков.
Следующий этап – это оценка уровней рисков от выявленных опасностей. Риск определяют как сочетание вероятности и причинения ущерба и тяжести ущерба. Оценивать нужно не только существующие риски, но и возможные риски при вводе в эксплуатацию новых зданий, оборудования, внедрении новых процессов и рабочих мест.
Методы оценки уровня профессиональных рисков работодатель определяет с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций. Допускают использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций (п.36, 37 Положения). Выбрать подходящий для себя метод, можно, например, в приложении В к ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 или ГОСТ 12.0.230.4-2018.
На практике чаще всего применяются следующие методы:
Файна – Кинни – это оценка рисков через произведение трех составляющих: степени подверженности работника воздействию опасности на рабочем месте, возможности возникновения угрозы на рабочем месте и тяжести последствий для работников в том случае, если угроза осуществится.
Матричный – основан на расчете вероятности возникновения опасных ситуаций и уровне тяжести последствий для безопасности и здоровья сотрудника. Для этого используют заранее разработанную матрицу. Метод используют, когда не хватает данных для подробного анализа или если ситуация не оправдывает затраты времени и усилий на проведение количественного анализа. Например, в офисе, где риски имеют малозначительный характер.
Система Элмери – метод основан на наблюдениях. Эти наблюдения охватывают все важнейшие составляющие части безопасности труда, такие как использование средств защиты, порядок на рабочем месте, безопасность при работе с техникой, гигиена труда и эргономика.
Чек-лист – представляет перечень рисков, которые оцениваются да/нет. Это простая форма идентификации риска, так как участник опроса не должен обладать разнообразными экспертными знаниями. Контрольные листы позволяют проверить, полностью ли рассмотрели проблему при применении более образных и творческих методов. Метод используется в сочетании с другими методами или независимо от них.
Шаг 4. Проведите корректировку оценки рисков.
Заключительный этап оценки рисков – оформление реестра опасностей и проведение корректировки.
По результатам оценки рисков составьте их перечень в зависимости от уровня каждого риска. Для того, чтобы уменьшить риски, устраните или уменьшите факторы опасности. Для этого проведите мероприятия по снижению уровня риска в указанном порядке:
- исключите опасную или вредную работу, процедуру, процесс, сырье, материалы, оборудование и т.п.;
- замените опасную или вредную работу, процедуру, процесс, сырье, материалы, оборудование и т.п.;
- внедрите технические методы ограничения риска воздействия опасностей на работников;
- внедрите административные методы ограничения риска воздействия опасностей на работников;
- обеспечьте работников СИЗ.
Составьте план по управлению и контролю рисков. Управлению подлежат все оцененные риски вне зависимости от их уровня.
Ответственность за не проведение оценки рисков
За не проведение оценки рисков могут выдать предупреждение или наложить штраф по части 1 статьи 5.27.1 КоАП.
Сумма штрафа составит:
- для должностного лица и ИП – от 2000 до 5000 руб.;
- для юридических лиц – от 50 000 до 80 000 руб.